Работяга |
|
|
Зарегистрирован: 30 июн 2010, 11:54 Сообщения: 150 Откуда: Тверь
Репутация: 6
Награды
:
|
На страницах бесконечного интернета я встретил очень интересную рецензию на "Код Гиасс", автор просто открыл мне глаза, чем именно данное аниме и в часности 3 главных героя (Лелуш, Ситсу, Судзаку) меня зацепили, и думаю всех вас. ПРивожу данную рецензию здесь (может кто уже даже ее читал). Keytee 2009.02.26
ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ На мой взгляд, «Код Гиасс» - одно из самых масштабных аниме за всю историю анимации. Не по размеру – всего-то два сезона по 25 серий, - а по размаху показанных событий, в которые вовлечены миллиарды людей в пределах безликой людской массы, а также десятки значимых персонажей. И каждый из них обладает своей индивидуальностью, историей, взаимодействует с другими персонажами и так или иначе вносит свой вклад в общую картину, которая была бы неполной без этого крохотного, может быть, штришка. Да, «Код Гиасс» действительно можно было бы сравнить с огромным батальным полотном, где отдельные мазки художника складываются в единое целое, насыщенное людскими судьбами, эмоциями и событиями. Можно было бы сравнить, если бы картина не являлась статичной, навсегда застывшей во времени. А это противоречит самой концепции сериала и сути главного героя – мятежного принца Британии. Лелуш Британский, человек, который решил изменить мир… Для меня он – самый мощный персонаж из всех тех сотен образов, которые встречались в аниме. Лелуш от начала и до конца одержим двумя силами, и Гиасс в этом играет едва ли не последнюю роль (он всего лишь инструмент). В этом человеке сочетаются великолепный аналитический ум, потрясающая расчётливость, - и в то же время, Лелуш является воплощенной страстностью, которая движет его поступками и желаниями. В нём бурлит энергия, жажда жизни, действий, изменений. И чем дальше, тем жарче разгорается внутри него это пламя. Холодная логика и эмоциональность – это вещи суть противоположные и плохо гармонирующие друг с другом, а когда каждая из этих сил столь велика, как у Лелуша – это трагедия не только личности, но и всех, кто попадётся под внешние проявления этой страшной внутренней борьбы. Благодаря Гиассу масштабы происходящего увеличились до целого мира, который оказался вовлечён в войну юного принца с внешним врагом и с собой. Во время происходящих в аниме событий брала верх то расчётливость и логика, то чувственность и эмоциональность. Человек, который столь одержим страстями и в то же время имеет столь много возможностей, чтобы их обуздать, просто не может быть нормальным. Тут вступает на сцену ещё одно противоречие: безумие в состоянии войны с собой и с миром, когда люди – пешки, и когда всё горит в огне, потому что ты так хочешь, и меняется по твоим желаниям… И тихие радости обычной жизни, спокойное дружеское тепло, нормальные человеческие отношения. В сущности, Лелуш был недолюбленным ребёнком, и для него простое человеческое участие было особенно, по-острому ценным. Поэтому его отношения с сестрой, с Сузаку, который был для него первым другом – это всё было возведено изначально в ранг культа, для служения которому ему приходилось раз за разом принимать решения, бороться, падать в пропасть безумия… Все эти противоречия только подчёркивают человечность Лелуша, они идут из его души, просто они в сотни раз сильнее и ярче, чем у обычного человека, и в этом его трагедия. Он раз за разом пытается взять под контроль свои чувства и идти к намеченной цели любой ценой. Если ему это не удаётся, и эмоции на грани безумия вырываются на свободу, происходят срывы, потому что ничего больше не останавливает бешеный накал его энергии. Именно в таком состоянии он начинает упиваться властью над кучкой мелких бандитов, пытается забыться в наркотическом бреду, требует плотских утех у Карен. Единственное, что может ему помочь в таком состоянии – простое человеческое участие, но никак не удовлетворение ещё одной естественной страсти – к женщине. Если бы она согласилась, скорее всего, «полетели» бы все ограничители, которые оставались ещё у Лелуша, и тогда кто знает, чем бы всё закончилось. Но она и не проявила особого сочувствия к нему, взывая к разуму. Это помогло ему обуздать страсти и вновь взять их под контроль трезвого расчёта, но никак не утолило жажду простого человеческого утешения. И Лелуш, когда говорит: «Утешь меня. Ты ведь можешь что-то, как женщина», - просто путает два абсолютно разных понятия. Утешение и удовлетворение вожделения. И когда он взял чувственность под контроль разума – проблема не была решена. Насильное подавление чувств ни к чему хорошему не ведёт, это неестественно для человека. Впрочем, в будущем Лелуша будет ждать ещё много подобных испытаний. На мой взгляд, «Код Гиасс» имеет две кульминации. Первая - произошедшее в мире С – кульминация внешних побуждений Лелуша: построить мир, в котором будет хорошо его сестрёнке, отомстить отцу за смерть матери. Сын не принял мир своего отца. Мир императора был неподвижен, постоянен, он застыл бы в вечности, во вчера и сегодня. Это противоречит полностью тому, что представляет из себя Лелуш – вихрь деятельной энергии, заключённой в человеческом теле и в почти надёжной клетке аналитического разума. Мир императора не совместим с внутренним миром принца, он отрицает его. И Лелуш делает всё возможное, чтобы избежать подобной ужасающей все его естество участи и спасти от неё всех остальных. Те события, которые начали происходить после мира С. сперва вызвали у меня некоторое неприятное чувство. Я только потом поняла, что его породило. С первых нот Реквиема по Зеро начинается медленное самоубийство Лелуша. Все эмоции, все желания были полностью спрятаны под маску Лелуша Кошмарного. Для человека естественно стараться выглядеть в глазах других людей хорошим, для этого есть только два исключения – когда «плохой парень» - это круто и позволяет самоутвердиться, и когда человек пытается вызвать к себе жалость или внимание. Это тоже естественно. Но очернять целенаправленно себя перед другими, включая самых близких и дорогих людей, ради неких разумных целей, ради их же блага – это невероятно тяжело и не свойственно людям. А если это делает такая страстная и порывистая натура, как Лелуш… Парализованная девочка, ползущая на руках по лестнице, кричащая вслед дорогому ей человеку – это само по себе душераздирающее зрелище. Тяжело даже представить, какой ад творился внутри самого Лелуша, для которого эта девочка – самое близкое, дорогое и любимое существо, смысл большей части его жизни. И страшно подумать, каких нечеловеческих усилий стоило ему вот так уйти, не оглянувшись, ни единым словом, ни единым жестом не выдав себя. Это вызывает восхищение, это вызывает трепет, даже священный ужас. И чем дальше, тем сильнее и больнее приносит себя Лелуш в жертву своему плану. Наверное, он сам кажется себе чудовищем, заставляя страдать окружающих. И он, ломая себя, перегорая изнутри, надевая на себя строгий ошейник – выдерживает то, на что себя обрёк, и на что обрёк весь мир, тем самым уже искупая свою вину перед человечеством. Но полным искуплением, апофеозом его плана и кульминацией его внутренней борьбы может быть только смерть. Но неужели он не заслужил простого человеческого счастья? Окончание сериала – действительно наивысшая точка напряжения сил, внутренних сил, которые двигали Лелушем. И то, как это всё происходит и разрешается, заставляет ощутить нечто вроде катарсиса, очищения души от соприкосновения с прекрасным, причём катарсис обоюдный – как у главного героя, так и у сочувствующего ему зрителя… Уже одна эта линия поставила бы «Код Гиасс» в одну строчку с такими шедеврами, каким, например, для меня является «Триган». Но дело в том, что тут не всё так однозначно, как я написала. Казалось бы, для хорошего аниме нужна некая проблема или дилемма, развитие сюжета показало бы разные стороны этой проблемы, а окончание – разрешение, приход к единому пониманию. И всё должно быть логично, обосновано и показано со всех сторон. Звучит хорошо, верно? Но ведь в таком случае, это будет лишь иллюстрацией к разрешению каких-то моральных конфликтов, наглядной картинкой. А «Код Гиасс» - это не наглядная картинка, это кусочек жизни. И тут далеко не только искусственные вопросы и моральные конфликты с конфликтующими сторонами. В этом аниме, в первую очередь, есть глубина, которая заставляет задуматься и увидеть в какой-то ситуации что-то новое, задать свой собственный вопрос, а не навязанный создателями аниме, и получить, что важно, свой собственный ответ. Да, некоторые сюжетные линии оборваны, некоторые не показаны с начала, как, например, взаимоотношения Ракшаты и Пудингового Графа. Но ведь если мы окажемся соучастниками или зрителями подлинной иной жизни, будет та же самая ситуация, и о многих моментах нам придётся лишь догадываться. Это куда реалистичней, чем флэшбеки, которые полностью объясняют мотивы поведения того или иного персонажа. Ведь знакомясь с каким-то человеком, мы редко можем услышать пространный экскурс в воспоминания о том, какие события произошли с ним до нашего знакомства. И большинство персонажей «Кода Гиасса» действуют именно в соответствии со своими личностными стремлениями, а не являются марионетками обстоятельств. Разве что Сузаку показался довольно расплывчатым и размазанным, именно, мне кажется, по этой причине. Его действия диктуются скорее обстоятельствами, чем личностными принципами, и у меня не было ощущения целостного образа, он вызывал скорее недоумение. А вот С.С. стала для меня приятным открытием, обычно мне не очень нравятся женские персонажи в аниме. Одним из самых ярких и трогательных сцен в обоих сезонах я считаю момент, когда она обнимает находящегося в полном душевном раздрае Лелуша – и в этом жесте столь ярко чувствуется понимание и сочувствие… Именно то, чего не хватало юному принцу. Именно то, чего не хватало и ей самой – и, несмотря на это, она сумела, смогла научиться сопереживать и любить…
«Код Гиасс» можно анализировать долго, практически бесконечно. Можно на основе его рассуждать на практически любые морально-этические вопросы. Например, что хуже: делать плохие вещи, но выглядеть в глазах людей символом надежды и давать им веру, чтобы жить, или делать относительно хорошие вещи, но предавать веру дорогих людей, перечёркивать их самые лучшие воспоминания и пятнать их ненавистью. И, пожалуй, для Наннали было лучше, что она потеряла своего любимого и любящего братика, а не чудовище, которое каждый день лгало ей, что любит. Ведь смерть значит лишь то, что проявлений любви никогда больше не будет, а предательство – что их и не было никогда. Это куда большая потеря… И сколько ещё интересных моментов я вообще не затронула в своём комментарии! Пространство «Код Гиасса» во внешнем и особенно внутреннем планах настолько огромно, что его не объять никаким комментарием или рецензией. Это нужно прожить и прочувствовать, а не просто «накопить опыт» неких умозаключений, что ведёт лишь к знанию. И Лелуш нам это доказал всей своей жизнью. Далее читать тем кто прочитал данную рецензию, поскольку привожу там свои мысли основанные на данной рецензии. Именно безумный сплав Холодного, Жестокого, Расчетливого Разума и невероятно Сильных Желаний и Эмоций делает личность Лелуша такой невероятной, особенной и запоминающейся. Это именно из-за этой безумной смеси Лелуш стал моим кумиром. А личности Ситсу и Судзаку взаимо дополняют созданный образ, еще сильнее усиливая его. В начале сериала Ситсу воплощение холодного, жестокого и расчетливого разума, она сама отказалась от чувств и эмоций, заперев их глубоко в своей памяти и сердце. Но столкнувшись с таким безумием как личность Лелуша ее чувства начинали постепенно выходить наружу, постепенно давно похороненые эмоции стали пробуждаться, в начале осторожно (1-й раз в пещере, когда Ситсу попросила Лелуша назвать себя настоящим именем, ее чувства как-будто подглядывают в слегка предоткрытую щель в двери), потом уже сильнее и смелее (когда Ситсу как-будто исповедуется Лелушу, расказывая о своем прошлом связаным с Мао), а уже ближе к концу уже открывается Лелушу так, как никто не может, кроме нее (пряча Лелуша от Императора Чарльза в глубине своего сознания и памяти, открывая ему все что только можно: прошлое, мысли, чувства), и Лелуш ее понимает, не просто разумом, а своими чувствами, открывая Ситсу ее ИСТИНЫЕ желания, о которых Ситсу уже давным давно забыла... ведь что у Лелуша, что у Ситсу были одни и теже желания - иметь обычную любящую семью, только в отличие от Ситсу у Лелуша уже была подобная семья (Нанали, Судзаку, Ширли, Роланд, Карен, Ривал и Милли Эшворт) и он хотел всего лишь защитить ее. Но платой за грехи что он совершил и стало то что он пытался защитить...(именно этим закончился 1-й сезон - полный крах... все что Лелуш пытался защитить было уничтожено им самим...) Так я что то не туда меня занесло... Перейду к Судзаку. В начале сериала он является полной противоположностью Ситсу, в том смысле что все поступки Судзаку совершены под влиянием эмоций и чувств, а не разума. И опять же под влиянием безумной смеси Лелуша он все больше начинает расчитывать свои поступки с помощью холодного разума, но происходит это гораздо позже, чем у Ситсу, ведь в отличии от нее Судзаку находится под влиянием не только Лелуша, но Юфемии и Нанали, в результате его расчетливость начинает проявляться во 2-м сезоне. Но уже в конце сериала, когда Лелуш, Судзаку и Ситсу объединяются ради "Реквияма по Зеро" разум и чувства в Судзаку и Ситсу приходят в равновесие (мне даже начинает казаться что в Ситсу начинают чувства привалировать над разумом, а в Судзаку наоборот разум над эмоциями - разговор Лелуша, Ситсу и Судзаку в начале 23 серии, когда Судзаку называет себя "мечом", а Ситсу просит стать "щитом" Лелуша и та позже разговаривает с Лелушем). Именно эта безумная смесь делает из "Код Гиасс" шедевр, во всяком случае для меня.
|
|